На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Обухов переулок

14 179 подписчиков

Свежие комментарии

  • hikujkuik Юрий
    Вообще-то Ленин про кухаркиных детей говорил.... так на всякий случай... И как в воду глядел внук повара и президенто...Занимательная ари...
  • hikujkuik Юрий
    так трусоват ты в коленках был, что бы правду говорить и подписи собирать. Но не переживай, ты не один такой. Единица...Занимательная ари...
  • Григорий Самолов
    Нет  в  ГД   никакой  аналитики... а  у кого есть   тому  вовек слова  не дадут!?   МД АФС!Сколько обходится...

Образование. Часть 1. Советские мифы

Фото с интернета

Фото с интернета

 

Образование - ключевая отрасль страны, концентрирующая влияние на все другие отрасли. Современное российское образование принято ругать, особенно часто слышится фраза, а вот "советское образование...". Поэтому для начала рассмотрим то самое советское образование.

Миф 1. Единство и обособленность

Почему то апологеты лучшего-в-мире-советского-образования считают советское образование незыблемым единством, придуманным мудрым товарищем Сталиным и дожившим до 80х годов с небольшими изменениями, а потом сломанным злыми либералами.

Это не так. Советская школа имеет четкую периодизацию. Первый период до начала 30х годов. Это время практических знаний (без теории), тестов, метода проектов, бригадного обучения, отсутствия домашнего задания и оценок. Именно в этот период были затравлены Макаренко и Сорока-Росинский, два столпа отечественной педагогики, достижения которых развиваются до сих пор. Именно в этот период в школах не преподавали историю и русскую литературу. Но что самое удивительное именно в это время получили образование те люди, которые дали нашей стране промышленность, Космос и ядерный паритет!

В период с 1930-го по 1936 год был принят ряд постановлений ЦК партии и Совнаркома, в частности "О педологических извращениях в системе Наркомпроса", которые отменяли все нововведения большевиков в образовании и возвращались к системе русского дореволюционного обучения с классно-урочной системой, домашним заданием, историей и литературой. Поэтому никакого "советского образования" не существует, есть российское образование разных периодов.

Образование в период ВОв и послевоенных лет, рассматривать не будем, поскольку оно во много являлось вынужденным по структуре и содержанию. Однако следует отметить что именно в этот период появилось множество литературы по самостоятельному изготовлению учениками наглядных пособий - вынужденная мера от послевоенной бедности, но подаваемая некоторыми приверженцами совобраз как гениальность.

В 60-70х года советская педагогика приняла завершенный вид, однако именно в этот период формируется система спец образования, которое с одной стороны интенсифицирует обучение, но с другой начало формировать кастовость в системе образования.

В 80е годы образование становится все более индивидуализированным, что по сути является спиральным возвратом к системе педагогических ценностей 20х годов. А 90е годы только усилили эту тенденцию.

Таким образом советское образование, как и современное образование - это закономерное развитие русского дореволюционного образования, а особенное советское существовало не более 10 лет.

Миф 2. Полнота и энциклопедичность

Апологеты "лучшего советского" считают, что советское образование давало системные знания в ключевых областях знаний. Что касается естественнонаучного цикла, то да, что же касается всего остального, то нет.

Система лингвистического обучения была поставлена очень плохо, исключения составляли отдельные специализированные школы.

Гуманитарные науки, история, литература - рассматривались только с точки зрения марксистской теории.

Сексуальное образование отсутствовало от слова совсем, в купе с табуированностью этой темы в обществе знания молодежи были настолько дики (встречались люди которые в 20 лет считали, что беременность может наступить после поцелуя!), что снятие общественных ограничений привело к сексуальной революции, молодежь просто оказалась не приспособлена к реальности.

Наиболее важным являлось отсутствие критического мышления, все что подавалось с экранов телевизора, газет и книг воспринималось как истина. Именно по этому люди поверили в экстрасенсов, хилеров, уринотерапию и хиромантию (эти вещи с 70х годов начали постепенно входить в СМИ и литературу, вспомните фильм " Индийские йоги - кто они?"). Что привело к росту религиозности, сектантству и антинаучности в 80-90х годах.

Миф 3. Всеобщее обучение и воспитание

Апологеты советского образования утверждают, что образование было вседоступным, а воспитание всеобщим. Это не совсем так. На бумаге - да. А вот в реальности, в довоенный период была большая группа людей, которые не могли получить нормального образования - это дети врагов народа, ссыльных, кулаков и чуждых классовых элементов. Их травили в школе, причем как дети, так и учителя. Фактически им был заказан путь в высшие учебные заведения, за редким исключением. Война и тяжелый послевоенный период изменила этот подход, а XX съезд партии практически свел на нет это явление.

Высшее образование также не было общедоступным. Поступить в вуз не комсомольцу, было не реально. Плюс система национальных кадров. Для жителей РСФСР это неведомо, а вот жители бывших советских республик с этим сталкивались. Поступить в вуз представителю не коренной национальности в республике было очень трудно. Например в КазССР в 70х годах из 10 поступивших в технический вуз 8 должны были быть казахами.

Ну и самое главное - воспитание. Люди которые резали друг друга из-за национальности в 80-90х годах по всему Союзу, братки, сектанты, фашисты, представители ЛГБТ - все они получали советское воспитание. Дудаев, Гамсахурдия, Баркашов, даже Порошенко - все были воспитаны советской школой!

Миф 4. Методы

Апологеты советского образования утверждают, что методы применяемые в современной школе были абсолютно не применимы в советской школе. Особенно уповают на тестирование и ФГОС.

Тестирование ввели в 20х годах, в 30х запретили на основании индивидуализации подхода, в 50х разрешили вновь, в 70х стали усиленно рекомендовать. Редкое использование тестов было связано только с трудоемкостью их изготовления, а то что издавалось печатью учителя берегли для открытых уроков. Тесты вернулись в нулевых годах, но не под централизованным давлением, а в следствие распространения копировальной техники.

Схожая ситуация и с ФГОС. Не специалисты почему-то уверены что ФГОСов не было в советской школе. Были. Назывались они ЗУН (знания, умения, навыки), публиковались в методических документах сопровождающих обучающий курс. Могло быть так, что разные авторы могли давать разные ЗУНы, поэтому ЗУНы перевели на юридический уровень, что и называется ФГОС.

Миф 5. Востребованность

Бытует устойчивый миф, что якобы Кеннеди заявил: "Мы проиграли СССР за школьной партой!" и якобы во всех мировых научных центрах советских специалистов отрывают с руками и ногами. Кеннеди такого не говорил, его единственная фраза о советском образовании была в "Специальном послании Конгрессу об образовании" от 29 января 1963:

"Необходимость этой программы не лежит в русле холодной войны. Улучшение образования необходимо для развития нашей страны, независимо от того, что делают другие. Тем не менее, стоит отметить, что Советский Союз понимает, что образовательные усилия в 1960-х окажут большое влияние на силу, прогресс и статус нации в 1970-х и 1980-х. Согласно свежему докладу, подготовленному для Национального научного фонда, советские высшие учебные заведения выпускают в 3 раза больше инженеров и в 4 раза больше врачей, чем Соединенные Штаты. Отставая от нашей страны в совокупном годовом числе выпускников высших учебных заведений, Советы поддерживают ежегодный приток научно-технических кадров более чем в два раза превышающий наш. В то же время они практически ликвидировали неграмотность: с начала века доля людей, имеющих более чем 7-классное образование, выросла в 23 раза. Увлечение этой нации образованием, безусловно, достаточно, чтобы превзойти достижения любой другой нации или системы." Согласитесь, что смысл немного иной!

Что же касается мировых вузов, то там неплохо брали наших физиков, материаловедов и инженеров, математики и химики уже котировались меньше, биологи и медики практически не котировались, а гуманитариев не считали за людей. Конечно были отдельные личности, которых приняли бы в любом случае, также неплохо брали военных специалистов - и не более!

Я не говорю, что нынешнее образование великолепное, а советское было плохим! Наоборот, советское образование было замечательным, но отнюдь не идеальным! Это означает, что нынешняя ситуация в образовании не требует возврата к советскому состоянию, а требует дальнейшего развития.

Стрела

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх