На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Обухов переулок

14 185 подписчиков

Свежие комментарии

  • Григорий Самолов
    Нет  в  ГД   никакой  аналитики... а  у кого есть   тому  вовек слова  не дадут!?   МД АФС!Сколько обходится...
  • Mery
    a chto pro Armeniyu ne napisali? kak zapadnuyu Armeniyu turkam otdali, Arcax azeram ......Какие подарки от ...

Лев Толстой ненавидел патриотизм

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Большинству Лев Николаевич Толстой известен в качестве великого писателя. Однако, кроме создания художественных произведений он был ещё и философом, который рассматривал самые животрепещущие вопросы общественной жизни.

Одним из таких явился вопрос о необходимости существования чувства патриотизма. В своей статье "Патриотизм и правительство" писатель выступил с резкой критикой патриотических настроений и заявил об их ненужности.

Толстой признавал, что в своё время патриотизм мог сыграть определённую положительную роль в развитии человечества. Но к началу XX века он превратился в полный анахронизм, который поддерживается и раздувается искусственно теми людьми, которым он выгоден. Больше всего, по мнению мыслителя, в существовании патриотических настроений заинтересована государственная власть, к которой Толстой относит вообще все привилегированные классы общества. Именно патриотизм позволяет запугивать и контролировать собственный народ и совершать насилие над другими нациями.

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

При этом Толстой полагает, что патриотизмом нельзя называть желание блага своему народу. Так как подобные блага должны быть универсальны и должны распространяться на всех. Желание обеспечить их какой-либо общности является порочным.

Толстой также отрицательно относится к самой основе возникновения патриотических чувств - существованию национальных различий. По его мнению,

эти самые особенности служат в наше время главным препятствием осуществлению сознаваемого уже людьми идеала братского единения народов".

Толстой говорит, что патриотизм некогда мог быть выгоден для организации самозащиты отдельных общностей людей, но в современном мире подобное значение им давно утеряно. Люди больше не нуждаются в подобной защите, так как исчезли причины для возникновения вражды между ними. Вот что Толстой говорит об этом:

Благодаря облегчению средств сообщения, единству промышленности, торговли, искусств и знаний люди нашего времени до такой степени связаны между собою, что опасность завоеваний, убийств, насилий со стороны соседних народов уже совершенно исчезла.

Сейчас, конечно, забавно это читать, зная, что через 14 лет после того как были написаны эти строки, начнётся Первая мировая война.

Негативное отношение к патриотизму у Толстого является частью его негативного отношения к государству вообще. По его мнению, войны и насилие в обществ не прекратятся, пока существует государство, которое является именно инструментом насилия и принуждения. Толстой полагает, что государственная власть может быть названа "самым опасным в мире учреждением". Причём отказ от патриотизма приведёт к уничтожению этих самых правительств.

При этом Толстой полагал, что исчезновение государства не приведёт к повышению уровня насилия в обществе, а наоборот значительно его уменьшит, потому, что исчезнут люди специально предназначенные для насилия.

В общем, если прочитать это эссе и знать, что Толстой реально многими в России воспринимался как моральный авторитет, лучше понимаешь некоторые вещи. Почему так восприимчива оказалась немалая часть русского общества к пропаганде интернационализма. Почему немало русских людей смогли поверить тому потоку лжи, которую советская пропаганда обрушила на Россию и русский народ. Почва господином Толстым оказалась хорошо подготовленной.

Ехидный историк

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх