На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Обухов переулок

14 181 подписчик

Свежие комментарии

  • Григорий Самолов
    Нет  в  ГД   никакой  аналитики... а  у кого есть   тому  вовек слова  не дадут!?   МД АФС!Сколько обходится...
  • Mery
    a chto pro Armeniyu ne napisali? kak zapadnuyu Armeniyu turkam otdali, Arcax azeram ......Какие подарки от ...

Как решение Николая I спустя сто лет спасло Москву от немцев

Среди многочисленных анекдотов про императора Николая Павловича есть и такой.

Представляя императору на утверждение проект Николаевской железной дороги Санкт-Петербург—Москва, министр путей сообщения упомянул в нём, что ширина колеи железной дороги должна быть равной ширине колеи, принятой на железных дорогах соседней Пруссии. «На х.. больше!», — положил Государь одобрительную резолюцию на этом пункте, забыв дописать слово «Правильно!» или «Согласен!»

Сановники скрупулёзно приняли предначертание императора к исполнению. Деликатным порядком обратились даже к лейб-медику императора, чтобы справиться о размере монаршего мужского достоинства. В итоге всё было выполнено дюйм в дюйм, и с тех пор ширина колеи российских железных дорог составляет 152,4 см, в отличие от принятой в большинстве стран Европы – 143,5 см.

Конечно, это легенда прежде всего в том, что за основу различия было принято несдержанное слово Николая I. Но факт, что российская колея представляет собой уникальное явление в железнодорожных системах Евразийского континента.

Пять футов – одна из разновидностей англо-американской колеи

Однако реальное происхождение русской колеи 1524 мм гораздо проще. Во-первых, это ровно пять английских футов. Во-вторых, железные дороги с колеёй шириной ровно пять футов уже были построены к тому времени на многих магистралях США и Великобритании. Проще говоря, Николай I сделал выбор в пользу английской колеи перед прусской.

Зачем? А здесь, видимо, сказался тот же принцип, по которому каждая страна вводила у себя собственный калибр стрелкового оружия. Так, в конце 19 века обычным калибром магазинной винтовки в Германии и Австрии было принято 7,92 мм, во Франции – ровно 8 мм, в Англии – 7,71 мм, в Италии – 7,35 мм, в Японии – 6,5 и 7,7 мм. Разница создавалась для того, чтобы противник, овладев трофейными винтовками, не смог использовать в них свои боеприпасы, или наоборот – трофейные патроны в своих винтовках.

Понятно также, что эта опасность грозила только тем странам, которые имели шанс воевать друг с другом. Поэтому в России с лёгкой душой приняли тот же самый калибр стрелкового оружия, который был принят в Соединённых Штатах Америки. Уж с американцами-то русским воевать просто негде и не из-за чего!

Николай I как «засланец» из будущего

Осознал ли Николай I значение железных дорог как стратегического оружия, при котором чрезвычайно важно, если они достанутся врагу как трофей, он не смог бы использовать на них свой подвижной состав? И тогда враг был бы вынужден или переделывать свои вагоны, или перешивать колею? Первый печальный опыт такого использования произошёл в 1870 году, когда прусская армия вторглась во Францию и эффективно использовала для передвижения французские железные дороги. Но это случилось уже шестнадцать лет спустя после смерти Николая I! Выходит, государь заглянул в будущее?!

Французские солдаты у пушки 23 июля 1870

Французские солдаты у пушки 23 июля 1870

Так это или нет, но в 1812 году у России имелся негативный опыт вторжения вражеских армий. А что, если бы уже тогда в России были железные дороги? Скорее всего, Николай I, если и имел в виду военные цели, то ориентировался на опыт Отечественной войны. И оказался провидцем!

В 1914-1915 гг., когда операции проходили близко к границе, разница колеи не успела доставить немцам больших неудобств. Хуже пришлось им в 1941 году, когда требовалось доставлять боеприпасы, обмундирование и снаряжение на большее расстояние. Между тем, перешивание русской колеи на европейскую не поспевало за потребностями войск – об этом свидетельствуют и Вильгельм Кейтель, и Альберт Шпеер, и Курт Типпельскирх.

Примечательный разговор состоялся между Гейнцем Гудерианом, только что вернувшимся разбитым из-под Москвы, и Гитлером в конце декабря 1941 года:

Гудериан: «Сапог, белья, рукавиц и подшлемников нет или они имеются в ничтожном количестве».

Гитлер: «Это неправда. Генерал-квартирмейстер сообщил мне, что зимнее обмундирование отправлено».

Гудериан: «Конечно, обмундирование отправлено, но до нас ещё не дошло. Я проследил его путь. Обмундирование находится на станции в Варшаве и уже в продолжение нескольких недель никуда не отправляется из-за отсутствия паровозов и наличия пробок на железных дорогах».

Такая ситуация была вызвана именно трудностями переделки большой протяжённости колеи. Можно без преувеличения сказать, что «на … больше!» Николая I, была ли такая реплика произнесена в реальности или нет, спустя сто лет заморозила немцев под Москвой!

История России

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх