На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Обухов переулок

14 176 подписчиков

Свежие комментарии

  • hikujkuik Юрий
    Вообще-то Ленин про кухаркиных детей говорил.... так на всякий случай... И как в воду глядел внук повара и президенто...Занимательная ари...
  • hikujkuik Юрий
    так трусоват ты в коленках был, что бы правду говорить и подписи собирать. Но не переживай, ты не один такой. Единица...Занимательная ари...
  • Григорий Самолов
    Нет  в  ГД   никакой  аналитики... а  у кого есть   тому  вовек слова  не дадут!?   МД АФС!Сколько обходится...

Горбачев: меня критиковали все и сейчас продолжают

"Вести в субботу" готовит к предстоящему 85-летию Михаила Сергеевича Горбачева новый документальный фильм.  Летом 1990 года в правительственной резиденции в Архызе Гельмут Коль и Михаил Горбачев решили все по Германии.

"Объединение Германии. Я считаю, что мы сделали правильно со всех точек зрения. Вообще все сделали, как положено.

Получилось так: Россия демократизирует свою страну, осуществляет реформы. Вокруг все европейские страны провели свои реформы. Это назвали "бархатной революцией". Остается Германия, и это задело немцев сильно. В крупных городах непрерывно шли демонстрации", — вспоминает экс-президент СССР Михаил Горбачев.

Поистине исторические кадры: во входившую тогда в его родной Ставропольский край Карачаево-Черкесскую АО Горбачев привез на переговоры Гельмута Коля. Архыз сегодня. Правительственная резиденция, построенная в заповедном месте еще при Брежневе и Андропове, где время словно остановилось. Внутри этой уникальной резиденции вроде бы все на месте: и чучела разных горных млекопитающих, и югославские обои, и диковинные теперь советские светильники, и все еще работающие советские телефоны, и даже кнопки вызова обслуги, которые разбросаны по всему дому. Нет жизни. Впрочем, те самые сотрудники этой резиденции до сих пор содержат ее в таком порядке, что заезжай хоть завтра. Финская мебель на месте. Есть здесь и секретный стол.

"Это камин. Предполагается, что можно зажечь камин и сидеть у камина. Здесь проходили советско-германские переговоры", — говорит Валентина Шапошникова, заведующая базой отдыха "Архыз".

"Германский вопрос достаточно жестко обсуждался. Какую позицию я занимал? Выходить с предложением в категорической форме, потому что до этого мы накричались вдоволь", — вспоминает экс-председатель Совета министров СССР Николай Рыжков.

"Накричались вдоволь", потому что, с одной стороны, налицо было единение немцев, вместе разрушивших вызывающе издевательскую Берлинскую стену и требовавших объединения ФРГ и ГДР, с другой, — не нарушался ли тем самым принцип нерушимости послевоенных границ? 

И ведь это факт: именно с падения стены в Берлине начался процесс — и какой непредсказуемый — появления на пространстве тогдашнего СБСЕ с пары десятков новых государств, уже отнюдь не всегда по плану. Кроме членов Политбюро до Горбачева пытались достучаться и эксперты. И особенно тогдашний заведующий международным отделом ЦК, а до этого — посол СССР в ФРГ Валентин Фалин.

"Я говорю, что есть разные модели объединения Германии, поскольку в Архызе это будет центральный мотив. Нам раньше предлагались варианты: конфедерация. Кстати, первое предложение Тельчика — главного советника Коля —  было конфедерация. За конфедерацию  выступали тогда Тэтчер,  Миттеран", — отметил Фалин.

Горбачев говорит, что ровно из этого и исходил. "Получалось так, что, если мы политикой занимались серьезной, а политика — это когда речь идет все-таки и народе, о миллионах людей, то мы должны сказать, что должны вернуться тогда к тем лозунгам, которые были вначале, после войны. И были же предложения, что надо  Германию на кусочки разрезать ее, чтобы  названий германских государств не было. Это английская точка зрения", — отметил Горбачев.

И это правда: навстречу самым смелым заветным пожеланиям немцев пошли тогда не в Лондоне или Париже, а в Москве. "Мы обсуждали на Политбюро, все высказались "за", — рассказал Михаил Горбачев.

Впрочем, к тому времени в Политбюро уже не было тех, кто мог сказать "нет". Например, еще в 1988-м Горбачев отправил в отставку Владимира Долгих. Вот, что вспоминает о ГДР он.

"А ведь у нас там огромная недвижимость была: аэродромы, городки, здания, сооружения. Да и наши войска, которые были в спешном порядке выведены, не были подготовлены с точки зрения устройства на родной земле", — сказал Владимир Долгих, экс-секретарь ЦК КПСС.

Но это уже оценки последствий саммита Горбачев — Коль в Архызе с позиций сегодняшних реалий. А что было в 1990-м? Какие комментарии звучали тогда?

"Нам нужно списать все долги, которые у нас были перед Восточной Германией, перед ГДР, которые были  перед Западной Германией. Это были довольно значительные суммы. Нам нельзя ограничиваться только какими-то ошметками от того, что могут предложить немцы. Он ответил так, подводя итог: "Я сделаю все, что могу. Спасибо за то, что ты мне все это рассказал. Но я боюсь, поезд уже ушел", — сказал Валентин Фалин.

"Этот поезд ушел, и мы прекрасно понимали, что все, надо сегодня решать, как объединить. Я Горбачеву много раз говорил, что надо поставить очень жесткие условия. Первое:  они должны нейтральной быть страной и ни в коем случае не входить в НАТО.  Второе — это деньги", — подчеркнул Николай Рыжков.

"На чем мы должны были настаивать? На выводе ядерного оружия или хотя бы на том, чтобы это было зафиксировано.  Ядерного американского оружия, британского и французского", — пояснил Валентин Фалин.

А еще Фалин предлагал получить письменные гарантии нерасширения НАТО на восток.

Бурный, а еще мутный поток породил тогда Архыз. К лету 1990 года вопрос об объединении Германии был фактически решен. Главным было, куда эта объединенная Германия войдет. Основные советско-германские переговоры проходили  за одним из столов. Пенек-стол, за которым были приняты решения,  потом был вывезен как реликвия в Германию, и понятно почему. А вот стульчики — настоящие, на них сидели Геншер, Горбачев, канцлер Гельмут Коль.

Позиция Советского Союза была благородной. Предлагалось, что объединенная Германия, как, например, Австрия, будет страной нейтральной — не войдет ни в НАТО, ни в Варшавский договор. Еще предлагалось распустить и Варшавский договор, и НАТО. Немцы это все выслушали вежливо, но, конечно, восприняли как фантазии. Коль настоятельно просил, чтобы и объединенная Германия вошла все-таки в НАТО.

"Что касается ГДР, то споры были большие. Я тогда сказал: давайте в договоре запишем, что немцы решают сами. Это тоже их устраивало", — рассказал Горбачев.

Пожалуй, самое любопытное помещение архызской резиденции — это бильярдная. Она же — кинозал. Окошко кинорубки, в которой до сих пор — набор разных фильмов. На одной из бобин — титр "Формат обычный". Да нет,  необычный был формат той советско-германской встречи в верхах в Архызе. Что говорят те, кто окружал Горбачева в перестройку, сегодня?

"В первую очередь Запад любит Горбачева за то, что был сломан такой феномен, как Советский Союз. Во-вторых, это объединение Германии", — подчеркнул Владимир Долгих.

"Когда он вернулся, мы поняли, что все продано, что и в НАТО они будут, и денег не будет, ничего", — вспоминает Николай Рыжков.

"Интересный отклик на Архыз Шеварднадзе. Он из Архыза полетел в Брюссель и сказал: "Нам нужно реализовать договоренности, которые достигнуты в Архызе, как можно быстрее,  пока бетонноголовые в Москве не раскусят, о чем речь", — рассказал Валентин Фалин.

Интересно и то, что думает о следствиях той архызской встречи, да и вообще перестройки архызский персонал.

"Мне кажется, что-то мы приобрели и что-то потеряли. Нас считают сейчас захватчиками, но это же не так. У меня отец воевал.  А нас стали считать захватчиками", — отметила Валентина Шапошникова.

"Меня критиковали все. И сейчас продолжают. Значит, есть что обсуждать", — уверен Михаил Горбачев.

http://www.vesti.ru/doc.html?id=2671239

Картина дня

наверх