На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Обухов переулок

14 180 подписчиков

Свежие комментарии

  • hikujkuik Юрий
    Вообще-то Ленин про кухаркиных детей говорил.... так на всякий случай... И как в воду глядел внук повара и президенто...Занимательная ари...
  • hikujkuik Юрий
    так трусоват ты в коленках был, что бы правду говорить и подписи собирать. Но не переживай, ты не один такой. Единица...Занимательная ари...
  • Григорий Самолов
    Нет  в  ГД   никакой  аналитики... а  у кого есть   тому  вовек слова  не дадут!?   МД АФС!Сколько обходится...

В очередной раз о безграмотности

Постоянно сталкиваюсь с тем, что очень часто люди позволяют себе высказывания относительно веры и религии, зачастую не имея даже базовых представлений об обсуждаемой теме.

Почему-то такого поведения не заметно в отношении физики, математики. То есть эти люди не считают для себя возможным выпускать статьи на тему "Даёшь вечный двигатель!!!" или ещё какую-нибудь подобную глупость. Более того, они стараются не обсуждать вопросы науки в той области, в которой они некомпетентны.

Но вот практически каждый неверующий человек, особенно воинствующий атеист, считает для себя возможным выдавать на гора компиляцию всевозможных безграмотных штампов, мифов и всего остального бреда, касающегося веры или религии.

Причём такая тенденция появилась далеко не сейчас. Возможность вещать безграмотность с высоких трибун, действовать на основе безграмотных выводов, и, тем более, идеалогизировать свою безграмотность, появилась после октябрьской революции 1917 года. 

В эпоху антирелигиозных гонений в угоду идеологии безграмотные люди устраивали показательные дискуссии между духовенством и атеистами перед народом с целью показать победу атеизма над верой и религией. Вот только если участвовавший священник хоть сколько-нибудь обладал даром красноречия и умением выступлений на публике, то атеисты зачастую были посрамлены. В пример тому приведу цитату из жизнеописания Святителя Луки Войно-Ясенецкого:

Однажды, вскоре после рукоположения, он выступал в Ташкентском суде по «делу врачей», которых обвиняли во вредительстве. Руководитель ЧК Петерс, известный своей жестокостью и беспринципностью, решил устроить из этого сфабрикованного дела показательный процесс. Войно-Ясенецкий был вызван в качестве эксперта-хирурга, и, защищая осужденных на расстрел коллег, разбил доводы Петерса в пух и прах. Видя, что триумф ускользает из его рук, выведенный из себя чекист набросился на самого отца Валентина:
— Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?
— Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель? — парировал тот.
Зал разразился хохотом и аплодисментами!
Петерс не сдавался:
— Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы видели своего Бога?
— Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.
Колокольчик председателя потонул в хохоте всего зала. «Дело врачей» с треском провалилось…

И ведь религия - далеко не единственная область, которая была подвержена нападкам со стороны воинствующих идеалогизированных неучей. Нападкам подвергались и Генетика, и Химия, и Физика. А уж про Философия и Историю и говорить нечего. То, что сделали советские "историки" и идеологи с Историей нашей Родины иначе как изнасилованием или созданием Франкенштейна не назовёшь.

И вся эта воинствующая безграмотность длится до сих пор. И люди вроде начали получать намного более качественное образование, "лучшее советское образование", но вот только оценивать степень своих познаний об обсуждаемом предмете, прежде чем высказывать своё критическое суждение о нём, так и не научились во всей полноте. И такая ситуация вызывает только грустную улыбку и сожаление о том, что люди, вроде образованные, допускают возможным для себя такое вот поведение.

Но это глобально. А в частности вышла у меня краткая дискуссия с одним из КОНТовчан. Она на скрине:

 

Ну выразил человек свою мысли, я указал ему на его проблему. Вроде бы и всё. Но у другого автора возникло желание пошутить и пообсуждать в том числе и меня. Вот только он, тем самым, подтвердил и свою безграмотность в вопросах веры и религии. Я не считаю себя великим богословом, даже не заканчивал семинарию или , но некоторые знания, позволяющие мне критически оценивать антирелигиозные мифы, слава Богу имею. Поэтому позволю себе ответить Дмитрию более подробно. Статью же другого автора я приводить не буду. Рекламировать его у меня нет никакого желания.

Почему я считаю необходимым ответить на реплику Дмитрия? Потому что это один из самых распространённых мифов, при том же один из самых безграмотных, говорящих о том, что человек, его воспроизводящий, не имеет даже базовых представлений о вере, часть которой он себя считает.

Но приступим к ответу на реплику Дмитрия. Он говорит следующее:"Вера не требует храмов, чудес, отпеваний, крестных ходов, золотых одежд и чёрных мерседесов. Религия же без этого просто жить не может."

О храмах

Начнём с того, что Православие это вера в Триединого Бога - Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Если Вы верующий православный христианин, то Вы верите в это.

Бог Сын - Иисус Христос, в четверг, за день до своей крестной смерти за наши грехи, на тайной вечери заповедал людям следующее принимать участие в Таинстве Евхаристии:

"И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Евангелие от Матфея, глава 26, стихи 26-28). 

Если Вы верующий православный христианин, то Вы верите в это.

Далее приведу некоторые базовые понятия из этой статьи "Литургия в вопросах и ответах", о которых, судя по всему не знает мой vis-a-vis:

Вопрос. Что называется литургией?
Ответ. Литургией называется то общественное Богослужение, в котором совершается Таинство Причащения.
Вопрос. Почему литургия называется обедней?
Ответ. Название обедня произошло от обыкновения древних христиан по окончании литургии из остатков принесенных даров хлеба и вина учреждать братолюбную трапезу, или общественный обед, в части храма, которая потому ныне и называется трапезною.
Вопрос. Что должно знать о месте, где совершается литургия?
Ответ. Литургия должна совершаться непременно в храме, которого престол (или, по крайней мере, вместо престола антиминс), на котором совершается Таинство, должен быть освящен архиереем.
Вопрос. Что такое антиминс?
Ответ. Антиминсом называется плат с изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб. В каждый антиминс влагается частица святых мощей, потому что литургия в древности совершалась на гробах мучеников.
Вопрос. Почему храм называется церковью?
Ответ. Потому что в нем для молитвы и Таинства собираются верующие, которые составляют Церковь.
Вопрос. Кем установлено Таинство Причащения?
Ответ. Таинство Причащения установлено Самим Иисусом Христом.

Если Вы верующий православный христианин, то Вы должны принимать участие в Таинстве Евхаристии, по-другому - Таинстве Причащения. Более того, процитирую известного протоиерея  Дмитрия (Смирнова):

"по правилам Церкви, кто без уважительн­ой причины не причащаетс­я три воскресень­я, уже должен отлучаться­ от Церкви. Самая минимальна­я частота причащений­ – раз в месяц. На четвёртое воскресень­е уже нужно причащатьс­я. Что и подтвержда­ет один из новейших святых Отцов Игнатий Брянчанино­в. А преподобны­й Серафим говорил, что чем чаще причащатьс­я, тем лучше. "

То есть, чтобы продолжать иметь право называть себя Православным Христианином, нужно причащаться не реже одного раза в 3 недели.

Из всего вышеизложенного выходит простая логическая цепочка: Если человек считает себя Православным Христианином, то он прост обязан участвовать в Таинстве Причастия, так как это воля Бога нашего Иисуса Христа. Таинство Причастие является венцом литургии, её целью. Литургия может проводиться только в Храме Божием. Это означает, что высказывание Дмитрия "вера не требует храмов" - безграмотно. Человек, к сожалению, просто не знает, о чём говорит.

О чудесах

Далее Дмитрий высказался, что вера не требует чудес. Дело в том, что вера - уже само по себе, по-моему скромному мнению, чудо. Когда Христианство только зарождалось вера была чудом, которое настолько потрясало людей, что они во время публичной казни христиан объявляли себя также приверженцами христианской веры. Вера является чудом и сейчас, показывая, что даже во времена обилия  всяческих гуманитарных и философских теорий она не потеряла ни актуальности, ни важности как для человечества, так и для человека.

Кроме того, стоит сказать, что чудо - зачастую результат веры человека. Чудеса — это сверхъестественное, Божественное вмешательство в нашу жизнь. И часто чудо даётся человеку за его веру. Поэтому чудо и вера связаны неразрывно.

Об отпевании

Что такое отпевание? Процитирую протоиерея Алексея Матюшина:

Любые дела, от самых, казалось бы, незначительных до более важных, христианин сопровождает молитвой, обращаясь к Богу за Его благословением. Когда мы просыпаемся, отходим ко сну, садимся за трапезу, мы читаем молитвы; когда мы рождаем ребенка, мы крестим его и тем самым вводим в вечную жизнь, когда женимся – совершаем таинство венчания и так далее. Тем более, когда наш близкий человек умирает, мы усиленно за него молимся. Мы не знаем, раскаялся ли человек в своих грехах перед смертью, не забыл ли покаяться в чем-то важном. И поэтому просим о том, чтобы его душа была прощена и вошла в Царствие Небесное.

То есть, если человек считает себя Православным Христианином, если верит в Царствие Небесное, то молитва об усопшем - самое главное, что он может сделать для своего усопшего близкого. 

Приведу ещё одну цитату из статьи:

Отличие отпевания от «обыкновенной» молитвы за усопшего
Молитва об усопших несет ту же миссию, что и отпевание, но в случае с отпеванием за душу человека молится вся Церковь, подавая людям надежду на посмертное прощение грехов. 

То есть если хотите - помолитесь сами. Если хотите, чтобы с Вами об усопшем помолилась вся Церковь - закажите отпевание.

Теперь о Крестном ходе

Следующим в списке того, что Дмитрий считает тем, без чего вера может и обойтись, идёт Крестный ход. Давайте посмотрим, что же такое Крестный ход:

Что такое Крестный ход

Что такое Крестный ход и для чего верующим надо идти в молитвенное шествие с иконой? Чтобы правильно пройти Крестный ход, надо понимать его смысл. Наша жизнь – это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать трудности, идти по длинному жизненному пути с молитвой. Крестный ход – это символическое шествие по жизненному пути. Мы говорим себе и другим, что хотим идти путем Христа, потому что пребывать с Господом – и есть главная цель нашей земной жизни. В это время мы не просто идем, надеясь, что шествие с иконой святого может каким-то волшебным образом подействовать на нас, мы молимся. Крестный ход – время молитвы и размышления о своей жизни, о своем пути и его смысле. Иисус сказал: “Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них”. Это также “общение святых”, возможность ощутить единение со своими единоверцами. Проявить любовь и милосердие к тем, кому трудно идти. Вместе молиться. Крестный ход важен для верующих.

Да, конечно непосредственное участие в крестном ходе не является необходимостью для Христианина. Но вот без того, что является его смыслом, его сутью - самоотречения, умения преодолевать трудности, желания идти по длинному жизненному пути с молитвой за Господом Богом, желания пребывать с Богом, жизнь Христианина невозможна. 

Жизнь Христианина, по-моему, сама по себе является Крестным ходом.

О золотых одеждах

Суть в том, что одежды не просто золотые, они ещё и жёлтые. И в цвете облачения основной смысл применения золотых нитей для его украшения. Ведь на богослужении используются далеко не только жёлтые одежды. Ещё применяются белые, чёрные и других цветов. Приведу статью "Почему в Церкви облачения у священников разного цвета?", в которой описано, какой цвет священнического одеяния применяется во время каких служб:

В Церкви существует определенный устав относительно цвета облачений, хотя он может и немного различаться в разных богослужебных традициях. Каждому празднику соответствует свой цвет. Основными богослужебными цветами являются: белый, желтый, красный, голубой и зеленый. Белый цвет, соответствующий абсолютной чистоте Божественного нетварного света, используется в великие Господние праздники: на Рождество, Крещение, Преображение, Вознесение и в ночь на Пасху, а также как цвет ангельский и иногда Богородичный (например, на Благовещение). Желтый или золотой (царский) цвет используется в другие праздники в честь Господа нашего Иисуса Христа, а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей.
Голубой цвет считается цветом Богородичным, и поэтому в дни празднования в честь Божией Матери и чудотворных Ее икон храмы убирают в голубое. Красный — это цвет пасхальный и мученический. Это цвет крови, пролитой Христом за нас и мучениками — за Христа.
В праздники и дни памяти преподобных отцов священники облачаются в зеленые ризы. Зеленый цвет также используют в День Святой Троицы, День Святого Духа и праздник Входа Господня в Иерусалим. Во время постов цвет богослужебных риз обычно темный: темно-синий, темно-зеленый, темно-красный, а в Великий пост — даже черный.

То есть дело не в золоте, дело в цвете. Но и в золоте, конечно, тоже. Приведу ещё одну цитату из статьи "Облачение священника":

Богослужебные одеяния православного духовенства прообразованы в Ветхом Завете одеяниями Аарона и других священников, сделанными по непосредственному повелению Божию (Исх. 28, 2; 31, 10) и предназначенными только для священнослужения, для славы и благолепия Божественных служб. Они не могут быть носимы и употребляемы в быту.  ... В Новом Завете Господь Иисус Христос в притче о званных на царский пир, которая образно повествует о Царстве Божием, говорит о недопустимости входить в него не в брачной одежде (Мф. 22, 11-14). Притча изображает брачный пир по случаю брака царского сына. По учению Православной Церкви, брак, о котором здесь и в других подобных образах часто говорится в Священном Писании, является таинственным браком Сына Божия, Господа Иисуса Христа (Агнца) с Его возлюбленной невестой – Церковью (Откр. 19, 7-8). Апокалипсис при этом отмечает, что “дано было ей (жене Агнца) облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых”.

То есть применение золота для богослужебных облачений - просто один из видов почитания Бога, уважения Его воли, уважения к Нему.

Также не стоит забывать и о том, что облачения для архиереев зачастую делались мирянами. То есть какой-то мирянин хотел как-то отблагодарить священника, и заказывал пошив богато украшенной ризы. После этого он дарил её священнику. И священник принимал её, потому, что это дар уважения к Богу. Неужели он должен был просто продать её, или выкинуть? Кому нужно священническое облачение, предназначенное для служения Богу? Или нужно было сжечь его, расплавив золото, продав его и отдав вырученные деньги на нужды бедных? Но ведь это кощунство. Это всё равно, что для атеиста использовать флаг своей Родины в качестве туалетной бумаги. Более того, это просто знак неуважения к человеку, сделавшему дар. А ведь зачастую такие облачения шили весьма высокопоставленные люди. Например в память Своего посещения Суздальского Собора Император Николай II приложил в Собор священническую ризу со всеми принадлежностями индийской парчи с кованым оплечьем и воздухами. Неужели священство должно было отказаться от такого подарка?

Ну а что касается чёрных мерседесов скажу следующее: по-моему автором тех строк эти слова были примешаны сюда для того, чтобы добавить побольше дёгтя в свою фразу потому что те, кто ездят на больших чёрных мерседесах в народе, по сложившейся в СССР традиции очень не любят. Посему оставляю её без ответа и разъяснения.

Вот и получается, что вся фраза Дмитрия - полная безграмотность не только с точки зрения религии, но и веры.

Хочется сказать Дмитрию Спасибо за то, что он сподвиг меня написать эту статью. Если бы не Вы, то я не узнал бы много интересного, не осмыслил бы всё прочитанное.

В окончание статьи приведу одну очень интересную притчу. В принципе всё вышеизложенное можно было заменить просто этой притчей, но тогда бы многие просто не смогли бы узнать той информации, которую я нашёл. Итак притча:

...во вpемена дpевние, тысячу с лишним лет назад жил один паpень. Его национальность значения не имеет, как и пpоисхождение. Задумал тот молодой паpень стать атеистом. А ходили в те времена слухи о некоем Мойше-атеисте, что мог любого священника в диспуте за пояс заткнуть. Решил юнец найти этого Мойшу-атеиста и стать его учеником. Много он ходил, много людей pасспpашивал о Мойше, и вот, после нескольких лет странствий, он подошел к хижине, где, как ему сказали, жил великий Атеист. Hа стук ему ответил дpебезжащий стаpческий голос:
- Кого там несет на ночь глядя?
- Пpостите, но вы ли Мойша-атеист?
- Пока живу, надеюсь, юноша.
- Я пpошёл много миль, я путешествовал по pазным стpанам, чтобы найти вас. Я хочу стать вашим учеником.
Стаpик удивленно уставился на юношу.
- Учеником? Hо чему ты можешь обучиться у меня? Я не pемесленник, не ученый, не политик.
- Я слышал, что вы - величайший атеист. Я тоже атеист и хотел бы слушать ваши доводы и учится.
- Так ты, юноша, атеист?
- Да, я не веpю ни в каких богов. Их нет.
- Что же, интеpесно... Hо послушай меня, юноша. Ты читал Библию, Коpан или Апокpифы?
- Hет, но...
- Hе пеpебивай стаpших, юноша. Ты pазговаpивал со жpецами, священниками, имамами?
- Hет.
- Ты совеpшал паломничества в святые места?
- Hет, но зачем? Я же не веpю в это.
- Ты жил пpи ските отшельников, наблюдая за их жизнью и pазговаpивая с ними?
- Hет.
- Hу, тогда, юноша, ты не атеист.
- А кто я тогда?
- Ты - невежда!

Данная статья написана не в обиду Дмитрию, а лишь из желания разъяснить ему, что прежде чем вступать в дискуссию, нужно что-то узнать о её предмете. Ещё раз спасибо Вам, Дмитрйи, и Спаси Вас Господи!

P.S.: Пожалуйста, Люди, перестаньте воспроизводить штампы или популистские лозунги! Учитесь думать сами. Найдите в себе силы и время изучить суть вопроса.

Михаил М

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх