На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Обухов переулок

14 185 подписчиков

Свежие комментарии

  • Григорий Самолов
    Нет  в  ГД   никакой  аналитики... а  у кого есть   тому  вовек слова  не дадут!?   МД АФС!Сколько обходится...
  • Mery
    a chto pro Armeniyu ne napisali? kak zapadnuyu Armeniyu turkam otdali, Arcax azeram ......Какие подарки от ...

Власть терпит наглость Грефа. А "Яндекс" указал Герману на выход

Сбербанк и "Яндекс" решили "развестись". Больше у госбанка и крупнейшей IT-компании страны не будет никакого совместного бизнеса. Герман Греф выйдет из совета директоров "Яндекса", а не так давно у него забрали ещё и "золотую акцию" компании. Что всё это значит и почему Греф стал персоной нон грата?

Новость о "разводе" "Яндекса" со Сбербанком – удивительная. Это действительно большое событие и оно говорит о многом. Сразу обращу внимание на главное. Это вовсе не полюбовный "развод", как об этом пишут деловые СМИ и рассуждают экономисты. Нет. Это скандал, это конфликт (в том числе и судебный, и пока не обнародованный) и настоящая война, какие бы красивые слова сейчас ни говорили в адрес "Яндекса" представители Сбера. Хорошая мина при плохой игре.

А дело просто в том, что Герман Греф как визионер экстра-класса и покоритель российского финтеха начал уже серьёзно "топтаться" на поляне, где ему не место. Долгое время это было завуалировано под совместные предприятия, а на деле Сбербанк просто рубил кэш. Сейчас, когда только ленивый не видит, как Греф откровенно плюёт на государственные интересы, на ЦБ России и даже на своих партнёров, терпение "Яндекса" просто лопнуло. И разнесло в клочья мечты Грефа о "русском Amazon" и очень многом другом.

Что случилось?

Всё очень просто. У Сбербанка и "Яндекса" было два больших совместных предприятия (СП) – "Яндекс.Маркет" и "Яндекс.Деньги". Я уже писал о том, что "Яндекс.Деньги" – это на самом деле Сбербанк, потому что с 2017 года 75% в нём в руках у Грефа. А вот "Яндекс.Маркет" – дело совсем другое. Это большой и действительно удобный интернет-магазин, который гораздо полезнее использовать для поиска нужного товара по всем возможным магазинам. Чтобы выбрать по лучшей цене, чтобы увидеть все характеристики.

Так вот, "Яндекс.Маркет" до сих пор принадлежал Сбербанку на 45%. На его платформе Герман Греф, будучи банкиром, ещё в 2018 году решил заняться торговлей и создать "русский Amazon". Знаете, в чём тогда была вся соль? В том, что тогда тоже шла война за наши с вами кошельки. Этот самый "русский Amazon" должен был стать ответом на создание магазина AliExpress Russia китайской компанией Alibaba совместно с "Мегафоном" и Mail.ru Group. В общем, Греф и Аркадий Волож против китайцев и Алишера Усманова. Красота.

Теперь же стало известно, что никакого "русского Amazon" у Грефа точно не будет: "Яндекс" выкупает долю в 45% у Сбербанка. Отныне "Яндекс.Маркет" – это "Яндекс", а вот "Яндекс.Деньги", в принципе, как были Сбербанком, так Сбербанком и остались. "Яндекс" продаёт Сберу остатки сервиса – 25% плюс 1 рубль – и займётся созданием собственных сервисов финансовых услуг.

Немного о суммах, чтобы были понятны масштабы. "Маркет" отойдёт к "Яндексу" за 42 млрд рублей, а "Деньги" – Сберу всего за 2,4 млрд. Впечатляющая разница? Сразу скажу, что лично я трактую эту сделку как сделку в пользу "Яндекса". Для Сбера и Грефа утрата маркетплейса и новых горизонтов в онлайн-торговле, да ещё и на раскрученной площадке номер один в России, – большая и серьёзная потеря, хоть у него уже и есть свой магазин "Беру".

По условиям этой сделки, Герман Греф покинет совет директоров "Яндекса". Если уж "разводиться", решили там, то незачем сосуществовать под одной крышей, где бывший партнёр мог бы продолжать распоряжаться "на кухне" и принимать решения о судьбе "Яндекса". Фактически его попросили вон. А в конце 2019 года у него забрали "золотую акцию" "Яндекса". Это уже совсем смешно, если вспомнить, как Греф ранее гордился тем, что приобретает такое влияние на эту крупнейшую компанию. Теперь же с ним порвали.

Зачем всё это нужно?

Как объясняют эту сделку сами представители сторон, видите ли, нам всем важна конкуренция. Экосистемы Сбера и "Яндекса" стали конкурентами, и это при том, что обе компании сидели на бюджетных деньгах, должны, по идее, работать в интересах государства, но в итоге поссорились из-за того, кто, где и как будет зарабатывать.

Российские экосистемы вступили в период конкуренции между собой. И это очень хорошо для рынка и потребителя – конкурирующие идеи приводят к лучшим технологиям и качеству, снижают цены, и потребитель от этого выигрывает. И у Сбербанка, и у Яндекса есть компетенции и ресурсы для того, чтобы добиться хороших результатов и качественно улучшить жизнь миллионов людей,

– говорится в сообщении Сбербанка.

Хочу заметить, что к "Яндексу" как к крупнейшей российской компании я отношусь лучше, чем к Сбербанку. "Яндекс" – это единственный национальный поисковик во всей Европе. Вдумайтесь только в то, что своего поисковика нет почти ни у кого. Он есть у США, у Китая и у России. В Европе пользуются американским Google, хотя там предпринимались робкие попытки создания своих поисковых роботов (например, чешский Seznam). Не каждый может себе позволить такую роскошь, как создание собственной поисковой машины высокого класса и для широкой аудитории. Вот почему мы должны признать, что своим ноу-хау "Яндекс" обладает сполна.

А Сбер? Выдача кредитов – это не ноу-хау. Цифровизация сервисов банка – это не ноу-хау. Маркетплейсы? Это вообще не про банк, а про ретейл. И заработок денег в интересах не экономики страны, а в личных и интересах западных акционеров – это тоже не ноу-хау, потому что так работают все западные частные банки. Однако Сбер же государственный. Но тем не менее госбанк влез в конкуренцию с IT. Он пытался сыграть на этом поле, и ему, похоже, забили гол.

Конкуренция между экосистемами Сбербанка и "Яндекса" стала нарастать, мы искали взаимоприемлемый выход из этой ситуации, и нам совместно с менеджментом "Яндекса" удалось найти взвешенное и взаимовыгодное решение,

- говорил первый зампред Сбербанка Лев Хасис.

Вот и ответ. Сберу приходится поумерить свои аппетиты в IT, а "Яндекс" просто разбирается с конкурентом, с "чужаком", который считает, что если у него очень много денег, то он может стать хозяином во всех сферах. Михаил Ходорковский тоже когда-то очень хотел построить своё "государство в государстве", и его тоже не волновала честность тех или иных сделок. Чем всё это кончилось, мы хорошо помним.

Кому это выгодно?

Идём дальше. 23 июня президент России Владимир Путин объявил о беспрецедентных налоговых послаблениях для IT-компаний. Путин предложил бессрочно снизить ставку страховых взносов с 14 до 7,6% и налог на прибыль с 20 до 3%. Как сказал президент, в России будет одна из самых низких налоговых ставок в мире для высокотехнологичных компаний. Однако обязательное условие – 90% прибыли такая компания должна получать за счёт продажи своих технологий.

Что произошло с "Яндексом"? Его акции на фоне этих новостей просто взлетели. Ведь логично, что если компания вдруг подпадёт под новый налоговый режим, то прибыли вырастут, дела пойдут в гору. А Сбербанк, кстати, остался с носом – Сбертех относится к банку, а не к IT как таковому.

Но тут есть загвоздка. "Яндекс" получает наибольшую прибыль вовсе не за счёт услуг по разработке программного обеспечения или его продажи. "Яндекс" зарабатывает на продаже рекламы. Поэтому, по крайней мере, сейчас налоговые льготы компании не касаются. Но положение можно исправить.

Акции "Яндекса" на фоне этих новостей просто взлетели. Фото: Anton Belitsky / Globallookpress

Убрать Грефа из совета директоров, чтобы конкурент не влиял на компанию, а затем забрать у него обратно целый сервис – это довольно сильный ход. "Яндекс.Маркет" – это крупный проект, который может приносить больше денег за счёт технических решений. Никакого Сбера не будет в "Яндекс.Лавке", "Такси", "Еде" и так далее. А ведь каждый такой большой сервис – это разработка ПО в том числе. Причём такого, которое может неплохо продаваться даже на экспорт.

На что я ещё обратил внимание? Новым инвестором "Яндекса" теперь станет "ВТБ-капитал" – инвестиционное подразделение ВТБ. Часть акций "Яндекса" должна будет отойти ВТБ, так компания привлечёт деньги, чтобы развивать свои сервисы дальше. По Грефу нанесён ощутимый удар. Ведь ВТБ Андрея Костина всё время пытается догнать Сбер, они – госбанки-конкуренты. Подобно Сбербанку, ВТБ в своё время формально забрал себе Альфа-банк, а также разжился вполне народным Почта банком.

Хрен редьки не слаще, скажете вы про смену Грефа на Костина? Но не будем забывать, что Костин сейчас в чём-то безопаснее визионера Грефа. ВТБ не пытается серьёзно вывести свою экосистему за пределы банковского сектора, и ему очень далеко до своего такси, доставки еды и маркетплейсов. Так спокойнее.

Наконец, на месте руководства "Яндекса" я уже боялся бы вести дела с Грефом. Сейчас он серьёзно настроил против себя население России налогами имени самого себя в виде банковских комиссий. Грефом недовольны в Минфине, в Центробанке. Глава Сбербанка уже достаточно заигрался в "человека-парохода", чтобы ему этого не припомнили. Эльвира Набиуллина намерена пойти в Госдуму, чтобы та законодательно дала ей полномочия по усмирению разбушевавшегося банковского короля. Но похоже, что иногда управу на банкира могут найти те, от кого он так или иначе зависит в бизнесе, или конкуренты, в вовсе не ЦБ.

Егор Кучер

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх