На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Обухов переулок

14 185 подписчиков

Свежие комментарии

  • Григорий Самолов
    Нет  в  ГД   никакой  аналитики... а  у кого есть   тому  вовек слова  не дадут!?   МД АФС!Сколько обходится...
  • Mery
    a chto pro Armeniyu ne napisali? kak zapadnuyu Armeniyu turkam otdali, Arcax azeram ......Какие подарки от ...

Как воинствовали безбожники

Разгул воинствующего безбожия  заставляет вспомнить историю их предшественников, а также результаты их деятельности.

"СВБ - Союз воинствующих безбожников" вырос из общества друзей газеты «Безбожник» (сокращенно ОДГБ). Он был организован в апреле 1925 года на учредительном съезде под названием Союза безбожников. Впоследствии этот съезд стал именоваться 1-м съездом Союза. На 2-м съезде в июле 1929 г. название было усилено, отныне он стал называться Союзом воинствующих безбожников. Рост организации обеспечивался государственной и партийной властью СССР. Деятельность Союза также проводилась во взаимодействии с многими наркоматами и учреждениями СССР. Однако периоды быстрого управляемого роста Союза иногда сменялись периодами чисток и сокращений, а также оттока нагнанных административным путем "добровольных членов".

Те, кто изучал историю СВБ, заметили несколько основных принципов пропаганды, которые были ими использованы в борьбе  против религии. С тех пор мало что изменилось. Вот эти принципы пропаганды:

1. Возбуждение ненависти. Все материалы создавали образ религии или Церкви, как ненавистного врага каждого нормального человека. Ничто из прочитанного не давало повода относиться хотя бы нейтрально. Только непримиримая война.

2. Обилие разных материалов, служащих одной и той же цели разными методами и с разных сторон. Исторические, литературные статьи, картинки-плакаты, стихи. Пропаганда действовала сразу на все составы души человеческой: разум, волю, чувство. Она действовала на людей всех складов, характеров и темпераментов, людей всех социальных групп.

3. Противник подавался, как коварный, лживый, нечестный во всем, ведущий войну против всяких правил. У читателя должно было сложиться мнение, что противостоять такому коварному противнику нельзя по правилам. Внушался принцип «на войне все средства хороши».

4. Создавался образ будущей легкой победы. Религия или церковь показывались близкими к полному развалу. Все безбожники приглашались принять участие в последнем легком и победном сражении. Надо сказать, лидер СВБ был в этой "легкой победе" убежден.

5. Широко использовалось подчеркивание и выпячивание страшных и постыдных обвинений, выдуманных, преувеличенных или все-таки замеченных у отдельных лиц, но возводимых сразу на всю церковь. Исподволь внушалось, что указанный грех одного — это общераспространенное правило.

6. Внушалось убеждение, что против религии боролись всегда и везде. Давалось большое количество фольклорных записей, исторических свидетельств, материалов из других стран. Антирелигиозная война подавалась, как норма человеческой жизни.

7. Использовался принцип заразительного примера, когда приводились или перечислялись случаи отречения от веры и обращения в безбожие. При том, что побед у безбожников было значительно меньше, чем им бы хотелось, каждая победа превозносилась как одна из множества.

https://pravoslavnij.livejournal.com/113405.html

Те, кто видел на КОНТе статьи местных безбожников, вряд ли найдет в их написании какое-то отличие от того, что описано выше.

Надо отметить, что в 20-е и 30-е годы административные и материальные возможности у Союза воинствующих безбожников были колоссальными: ЦК ВКП (б) предписывал всем советским, партийным, комсомольским, профсоюзным органам оказывать Союзу всемерную помощь и поддержку.   Государственное антирелигиозное издательство (ГАИЗ) за 1928-1940 годы выпустило 1832 названия антирелигиозной литературы с общим тиражом в 140,2 млн. экземпляров. Общее число печатных типографских листов составило 302 млн. 

При этом Церковь ни разу не получила разрешения напечатать Новый Завет. Первый советский тираж Нового Завета в 50 тыс. пошел в печать лишь в 1956 году. В СССР все богослужебные книги, молитвословы, равно как и Священное Писание приравнивались к антисоветской литературе со всеми вытекающими из этого понятия последствиями, включая уголовно-правовые.

Постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) от от 24 января 1929 г. "О мерах по усилению антирелигиозной работы"   (http://istmat.info/node/59437) было предписано  "партийным и комсомольским организациям немедленно организовать систематическое руководство антирелигиозной пропагандой, изживая недооценку важности с борьбы с религией, борясь со всякими колебаниями в своих рядах, празднованием у себя религиозных праздников, соблюдением религиозных обрядов и т. п., ... вливать членов своих организаций — особенно могущих вести антирелигиозную и культурно-просветительную работу в массах — в “Союз безбожников” .

На предприятиях организовывались сотни «безбожных бригад», на селе — «безбожные колхозы». В Ленинградской области при непосредственном участии райсовета Союза воинствующих безбожников был создан безбожный колхоз «Смерть религии».

Безбожники боролись как с "религиозной пропагандой", так и с привычными для большинства населения праздниками - Рождеством, Пасхой, Троицей, родительскими субботами. 

Помимо агитации, проводились альтернативные "гуляния", причем, нередко - в виде факельных шествий.

Борьба с религиозными праздниками и религиозными традициями велась в самых разных формах - начиная от внедрения пятидневной рабочей недели с одним выходным днем, чтобы избежать выходных воскресений, когда принято ходить в храм, и заканчивая такими вот "безбожными имясловами" для взрослых:

или "развлекушками" для детей под названием "Безбожные кегли". Развертка с описанием такой игры была опубликована в журнале "Мурзилка":

Органы просвещения обязывали педагогов и руководителей школ вовлекать в религиозную пропаганду детей. 

В ходе антирождественской кампании 1929/30 г. происходило массовое сжигание икон. В Бауманском районе Москвы на январском антирелигиозном карнавале сожгли 50-60 икон. По райсоветам СВБ и в школах происходил сбор икон от населения и школьников. В одной из школ Тульского округа учащимся предложили собрать иконы, и в случае невыполнения школьникам угрожали «неудовлетворительной» оценкой. В результате в Тульском округе - собрано и сожжено более 1500 икон (ГАРФ. Ф. Р. - 5407. Оп. 1. Д. 33. Л. 26 об).

Против антирелигиозного воспитания в школе выступила значительная часть родителей школьников. Они заявляли: «Без молитв и без Бога ваша школа похожа на балаган»; «В школу пошлю без креста, а придет домой - опять крест надену» «Школа не должна заниматься антирелигиозным воспитанием», - говорили родители школьников на многолюдном собрании в Орле.

Глава СВБ - боевик с 4-классным образованием.

Руководил всем этим процессом глава Союза воинствующих безбожников -  некто "Емельян Ярославский" (Миней Израилевич Губельман):

Получив образование в объеме 4 классов, отсидев в царской тюрьме за террористическую деятельность, он стал академиком и писал учебники по истории ВКП (б) для советских студентов и партактива. Прославился также  как цензор в сфере русской музыки и литературы. По его настоянию запрещались книги Достоевского и Гоголя, Толстого и Жуковского, великие музыкальные произведения Чайковского и Моцарта, Баха и Рахманинова.

Кроме того, как "признак религиозного дурмана" товарищем Емельяном была предана остракизму рождественская елка - именно по его инициативе новогодняя елка до 1936 г. считалась запрещенным религиозным предрассудком. Ему же принадлежит лозунг: “Борьба против религии — борьба за социализм”.

"БЕЗБОЖНАЯ ПЯТИЛЕТКА"

По его инициативе была объявлена "Безбожная пятилетка" (1932-1937), поставившая цель: к 1 мая 1937 г. «имя Бога должно быть забыто на территории страны». В откровенном виде этот план по тактическим соображениям никогда не публиковался в печати. Это была как бы внутренняя партийная установка. По этому плану к 1932-1933 гг. должны были закрыться все церкви и иные молитвенные дома; к 1933-1934 гг. – исчезнуть все религиозные традиции, привитые литературой и семьей; к 1934-1935 гг. – страну и прежде всего молодежь необходимо было охватить тотальной антирелигиозной пропагандой; к 1935-1936 гг. должны были исчезнуть последние священнослужители; а к 1937 гг. – должно было исчезнуть из жизни само имя Бога. 

Чтобы покончить с исчислением времен "от Рождества Христова", на II съезде безбожников поднимался даже вопрос о реформе летосчисления – начать его «с первого года пролетарской революции», а месяцы предлагалось именовать в честь вождей пролетарской революции. 

План «пятилетки Союза воинствующих безбожников» был утвержден на заседании исполнительного бюро СВБ 29 января 1930 года. В докладе Ярославского «О пятилетнем плане работы безбожников» говорилось: «Процесс сплошной коллективизации связан с ликвидацией... значительной части церквей».  Моисей Губельман прекрасно понимал, что  без разрушения Православия невозможно было уничтожить крестьянство как самостоятельную часть русского общества. Отсюда – глубокая взаимосвязь процессов насильственной коллективизации и второго «штурма небес», одинаково враждебное отношение к крестьянину – крепкому хозяину и священнослужителю. 

Результаты "безбожной пятилетки" оказались плачевными для её инициаторов.

Перепись населения 1937 г., во время которой 1/3 горожан и 2/3 сельчан объявили себя верующими, убедительно свидетельствовала о провале атеистической кампании. По данным переписи, в СССР верующих среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих: 55,3 млн против 42,2 млн, или 56,7% против 43,3 % от всех выразивших свое отношение к религии. Из переписи населения с ясностью следовало - что население страны осталось православным, сохранив национальные духовные корни. Даже скорректированные властями, эти цифры обнаруживали провал тотальной борьбы с религией и Церковью.

Материалы этой переписи были запрещены для использования, многие из тех, кто ее осуществлял, подверглись репрессиям. Когда в 1990 г. итоги переписи 1937 г. были опубликованы, стало ясно, почему их так долго не обнародовали. Оказалось, что среди неграмотных православные верующие от 16 лет и старше составляли 67,9%, среди грамотных - 79,2%. https://studfiles.net/preview/...  

В переписи 1937 г. респонденты должны были сначала определить свое отношение к религии, а затем верующие — назвать сами свое вероисповедание. Опрашивалось население в возрасте 16 лет и старше. Вопросы о религии вызвали переполох, особенно в сельской местности. 80 % опрошенного населения ответили на вопрос о религии. Лишь около 1 млн человек предпочли отмолчаться, ссылаясь на то, что «ответственны только перед Богом» или что «Богу известно, верующий я или нет». В условиях, когда могли арестовать только за хранение в доме Библии или икон, такое уклонение от ответа вполне объяснимо. Причем, опросные листы не были анонимными. Все ответы были персональными, с указанием данных опрашиваемого и его адреса.

Трудно сказать, сколько человек скрыли свои религиозные чувства, но и даже в таком виде полученный результат говорил о том, что два десятилетия борьбы с религией не дали желаемых результатов. 

Результатом этих провалов в антирелигиозной агитации стало жесточайшее гонение на верующих людей и священников: в 1937 году было расстреляно 80 000 представителей духовенства, церковнослужителей и мирян, пострадавших за веру. (Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). - М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 2000. - С. 93.). 

По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, в 1937 году было арестовано 136.900 православных церковно-священнослужителей, из них расстреляно - 85.300; в 1938 году арестовано 28.300, расстреляно - 21.500; в 1939 году арестовано 1.500, расстреляно - 900; в 1940 году арестовано 5.100, расстреляно- 1.100; в 1941 году арестовано 4.000, расстреляно - 1.900.

https://ruskline.ru/monitoring...

И самую активную роль в организации этих репрессий играли "воинствующие безбожники", которые составляли списки лиц, подлежащих репрессиям, писали доносы и в своих СМИ требовали самых суровых кар к священникам и верующим.

Когда нью-большевики утверждают, что в СССР гонений за религию не было, они лукавят, поскольку ВСЁ, что так или иначе было связано с религией, именовалось антисоветским, и вся религиозная деятельность относилась априори к антисоветской. И все верующие и священники привлекались к ответственности именно за антисоветскую деятельность, так называемые «церковники»  подлежали преследованию по статье 58 Уголовного Кодекса РСФСР как враги советской власти, «антисоветчики», «контрреволюционеры». 

Подтверждение этому мы находим в Оперативном приказе Н.И. Ежова от 30 июля 1937 г., где среди «контингентов, подлежащих репрессиям» называются «наиболее активные антисоветские элементы из бывших кулаков, карателей, бандитов, белых, сектантских активистов, церковников…» Кроме того, в преамбуле приказа говорится: «Материалами следствия по делам антисоветских формирований устанавливается, что в деревне осело… много в прошлом репрессированных церковников и сектантов» 

http://istmat.info/node/32818

Стоит отметить, что на 22 июня 1941 года был подготовлен массовый список подлежащих сносу храмов, в числе которых был, например Собор Василия Блаженного, и только Великая Отечественная война, на самом высоком уровне названная СВЯЩЕННОЙ, остановила маховик антирелигиозных репрессий. В годы войны деятельность Союза воинствующих безбожников была остановлена, а в 1947 году он был ликвидирован. Сам Емельян Ярославский умер в декабре 1943 года,  и в некрологе даже не упоминалась его деятельность на антирелигиозном поприще...

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ:

1. Ни оголтелая пропаганда, ни жесточайшие репрессии не смогли вытравить из русского народа православную веру. Закатывали её катком под асфальт, а она всё равно пробилась, проросла сквозь него  и разрушила этот асфальт.

2. Все неудачи в антирелигиозной пропаганде всегда приводили к репрессиям в отношении тех, кто противостоял воинствующим безбожникам. Поэтому нельзя недооценивать их намерений, в какие бы миролюбивые и привлекательные упаковки они ни облекались.

3. Борьба с религией всегда давала и даёт дорогу самим низменным, самым злобным, сатанинским силам, которые способны только на ненависть и на  разрушение. Но разрушают они, в первую очередь, самих себя. Тысячелетняя история Святой православной Руси - лучшее тому подтверждение.

 
 
 

Прихожанка

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх